Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Русская реклама в Сарасоте
Портал русскоговорящей Сарасоты
Русская реклама в Сарасоте
Портал русскоговорящей Сарасоты
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню
Статьи
Наши рекламодатели
Медиа
russiantownsarasota.com

Судьбы в пространстве экрана. Часть 2

Судьбы в пространстве экрана. Часть 2

Лучшие фильмы 2023 года на кинофестивале в Нью-Йорке

Продолжение (начало в журнале «Русский город» за декабрь 2023 г.)

Продолжаем рассказывать о фильмах-новинках, достойных внимания и уже доступных на различных стриминговых платформах.

 

La Chimera («Химера»), Италия, режиссёр Аличе Рорвахер

Аличе Рорвахер, младшая сестра актрисы Альбы Рорвахер – уже мастер режиссуры. Она традиционно погружает зрителя в завораживающее смешение приземлённости и магического реализма. В «Химере» она создаёт чудесную историю-притчу, действие которой происходит в провинциальной Италии, обречённо живущей между древностью и современностью. Джош О'Коннор играет Артура – чудаковатого англичанина, недавно вышедшего из тюрьмы, который возвращается в родной городок, где присоединяется к группе местных искателей древностей, настоящему параду лиц и характеров (отсылка к колоритным персонажам из фильмов Пьера Паоло Пазолини). Он открывает в себе сверхъестественную способность при помощи простой рогатки вместо металлоискателя находить древние захоронения, имеющие огромную ценность для коллекционеров и музеев. «Химера» – это забавное смешение жанров на основе богатейших традиций великого итальянского кино с замечательной Изабеллой Росселлини, а ещё с Кэрол Дуарте и Альбой Рорвахер во второстепенных ролях. Это сказочное путешествие в таинственный мир, лежащий прямо под нашими ногами.

 

Fallen Leaves («Опавшие листья»), Финляндия, режиссёр Аки Каурисмяки

Это незатейливая, но щемяще трогательная история любви от современного финского мастера режиссуры Аки Каурисмяки. Перед нами двое жителей Хельсинки, он и она; не очень молодые, совсем не успешные люди упорно продолжают находить и терять друг друга в мире, который, кажется, окончательно рушится. Неслучайно звуковым фоном ключевых сцен мы слышим радионовости о войне в Украине. Вроде бы, сюжет прост и даже банален, но оторваться от экрана просто невозможно. Как и в других фильмах Каурисмяки, повседневные детали воспринимаются как грандиозные, значимые кинематографические высказывания. Этот режиссер последовательно создаёт вымышленную вселенную, однако действие «Опавших листьев» происходит в мире, в котором мы живём, что делает его капитуляцию перед надеждой ещё более впечатляющей и очень грустной. Фильм – обладатель Приза жюри Каннского кинофестиваля 2023 года.

 

Green Border («Зелёная граница»), Польша, режиссёр Агнешка Холланд

В этом отрезвляющем, порой шокирующем фильме известный автор Агнешка Холланд подтверждает свою непреклонную приверженность политическому кино и способность захватывающего повествования самых актуальных событиях современности. Сирийская семья, спасаясь от войны в своей стране, пытается перебраться из Беларуси в Польшу, а затем в безопасную Швецию. Но, как и многие современные беженцы, они в итоге попадают в политический водоворот, используются политиками и прессой в качестве пешек в страшной и смертельной пограничной игре. Эта душераздирающая актуальная современная драма польского режиссера Агнешки Холланд жёстко говорит о современном глобальном гуманитарном кризисе через человеческие судьбы, с помощью почти документальных портретов реальных людей – озлобленных белорусских пограничников, офицеров службы безопасности, юристов-активистов и гражданских лиц, которые очень по-разному проявляют себя по отношению к страданиям героев.

 

Poor Things («Бедняги») США – Великобритания – Ирландия, режиссёр Йоргос Лантимос

В своём самом смелом произведении греческий режиссёр Йоргос Лантимос создаёт гротескно-диковинный, альтернативный, живописно-пародийный портрет XIX века. В таинственном замке живут эксцентричная девушка по имени Белла (Эмма Стоун) и её опекун, загадочный и безобразный учёный Годвин Бакстер (Уиллем Дефо). Оказывается, подобно доктору Франкенштейну, он тоже создал своего монстра, пересадив погибшей женщине-самоубийце мозг её собственного ребёнка, которым она была беременна. В результате буйная, с растущим и неутолимым сексуальным желанием, Белла переворачивает все социальные приличия с ног на голову. Шокирующая правда о её происхождении вскоре раскрывается, но это не мешает молодому ученику Годвина (Рами Юсеф) влюбиться в неё. После того, как в качестве любовницы порочного адвоката (Марк Руффало) Белла посмотрела мир, она начинает понимать своё место в нём, что позволяет ей обрести собственную идентичность. Одновременно пронзительный и гротескный фильм, основанный на романе Аласдера Грея 1992 года, представляет собой эдакую эстетскую стилизацию Франкенштейна, которая становится весьма модной феминистической сказкой. «Бедняги» – несомненный фильм-фаворит этого года.

 

The Zone of Interest («Зона интереса»), Великобритания – США – Польша, режиссёр Джонатан Глейзер

Перед нами один из самых потрясающих фильмов, когда-либо показавших ужас войны языком кино. В своём леденящем душу исследовании зла британский режиссер Джонатан Глейзер помещает зрителя в центр пугающе знакомой банальности. Лето середины 1940-х годов, немецкая семья чинно отдыхает у реки. Рудольф Хёсс (Кристиан Фридель) и его жена Хедвиг (Сандра Хюллер) укладывают детей спать, по выходным развлекают гостей в огромном саду на заднем дворе, жена занимается домашними делами вместе с горничными и поварами, а муж по утрам уходит на работу. Только вот муж работает... комендантом концентрационного лагеря смерти Освенцим. Их почти райская жизнь протекает прямо за стеной примыкающего к их дому настоящего ада – мы видим трубы с клубящимся дымом, а по ночам слышим крики и редкие выстрелы. Фильм достаточно только слушать, и этот звуковой фон страшнее любого изображения. Вдохновлённый одноименным романом Мартина Эмиса 2014 года, Глейзер создал уникальное художественное произведение, тревожное представление о бесчеловечности и равнодушии перед лицом злодеяний. Фильм снят и смонтирован с поразительно холодной точностью и усилен зловещей музыкой Мика Леви. Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля 2023 года.

 

Last Summer («Запретная страсть»), Франция, режиссёр Катрин Брейя

Катрин Брейя, одна из самых провокационных женщин-режиссёров в мире, не просто играет с уровнем комфорта зрителей. В фильме «Прошлым летом» главная героиня Анна (Леа Друкер) – успешный юрист, специалист по делам о сексуальном согласии и родительской опеке. На вид счастливая в браке с добросердечным бизнесменом Пьером (Оливье Рабурден), с приёмными дочками-близнецами, Анна обнаруживает, что её необъяснимым образом тянет к 17-летнему сыну Пьера Тео (Сэмюэл Кирхер). Бросаясь в страстный роман с подростком, Анна слишком охотно погружается в водоворот влечения, а после неожиданного разоблачения хладнокровно вступает в череду запугиваний и манипуляций. Сценарий, искусно переработанный Брейя из датского эротического триллера «Королева червей», элегантно исследует экстремальную динамику власти и циничного опыта, даёт блестящей игре Друкер возможность создания неожиданного, противоречивого персонажа, умело балансирующего в пределах собственных моральных границ.

 

Strange Way of Life («Странный образ жизни»), Испания, режиссёр Педро Альмодовар

Возможно ли не упомянуть новую картину Педро Альмодовара? Он посвятил свою блестящую карьеру созданию великолепных фильмов-стилизаций, психологически изящных и ярких, часто на грани бурлеска. И вот в своём новом короткометражном фильме он создал нечто неожиданное: гипермужскую вестерн-мелодраму. Да, это классический американский вестерн с его неповторимой канонической эстетикой, безупречными ритмом, цветом, мизансценами и актерской манерой. Но всё это – не что иное как вполне натуралистичная история любви двух немолодых мужчин, ковбоя и шерифа. Как знать – может быть, это просто новый «троллинг» от Альмодовара...

Что объединяет такие разные картины? В первую очередь, настоящий талант их авторов, интересный, порой неожиданный сценарный материал, точная оригинальная режиссура, яркая неповторимая работа художников, композиторов и конечно, актёров, их отважная и глубокая профессиональная игра. А самое важное то, что в эти искренние фильмы заложено послание, порой сложное по форме, но всегда говорящее о простых и вечных человеческих ценностях, которые обязательно открываются благодарному зрителю. Вот за это мы и любим хорошее кино!